Как проверить домашнее задание. Нестандартные формы проверки домашнего задания.
Роль домашнего задания в процессе обучения сложно переоценить. Будет ли учащийся регулярно и качественно его выполнять, во многом зависит от тех способов и форм проверки, которые выбирает преподаватель.
Проверка выполнения учащимися домашнего задания — важный и неотъемлемый этап любого учебного занятия. Являясь одной из форм организации обучения в учреждении образования, домашняя работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Работая дома, учащиеся не только закрепляют полученные на учебном занятии знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.
Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы учащегося практически обесценивается. В результате систематической проверки заданий учащиеся своевременно получают необходимые советы и оценку выполненных заданий, что в воспитательном значении является весьма важным. Педагог же имеет возможность выяснить, насколько глубоко усвоен материал и в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний.
Проверить домашнее задание можно следующими способами:
- вызвать одного или нескольких учащихся к доске и опросить по теме;
- провести фронтальный опрос в группе (опрос с места);
- выполнить аналогичное задание;
- использовать индивидуальные карточки;
- провести выборочную проверку письменного задания;
- провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.
Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример – многим учащимся такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у учащегося отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома.
Как же проверить домашнее задание? Как сделать так, чтобы проверка домашнего задания не превратилась в стандартную обязаловку? Как с помощью домашней работы и контроля за ее выполнением развивать мыслительную деятельность обучающихся, самоанализ и самооценку учащихся?
Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учащихся, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаю вниманию педагогов несколько интересных идей.
Нестандартные формы проверки домашнего задания
Дискуссия
Для ее проведения группу учащихся необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от неё, может принадлежать кому-то из учащихся или преподавателю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.
Вопрос автору (в форме интервью)
Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Преподаватель предлагает учащимся придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные учащиеся, а на самые сложные из них - преподаватель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.
Тематический кроссворд
Многие учащиеся увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, преподавателю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно интересны интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всей группой.
Неожиданные вопросы
Задача преподавателя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если учащийся добросовестно подготовился к учебному занятию, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.
Рецензия на устный ответ
Учащимся предлагается выслушать ответ одногруппника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).
Взаимная проверка
При проверке письменного домашнего задания по учебному предмету(дисциплине) можно предложить учащимся обменяться конспектами с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.
Сверка с проектором
Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится преподавателем на экран проектора. Учащиеся сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от преподавателя или одногруппников.
Солидарный опрос
Если учащийся у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к группе. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного учащегося и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – учащийся сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а педагог даёт тренеру 1-5 минут на подготовку.
Взаимный опрос
Педагог дает поручение трём наиболее подготовленным учащимся провести опрос учащихся по группам, кто подготовился на «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно». Учащийся, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы уже в другой группе.
Программируемый опрос
В этом случае учащемуся необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Педагог может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать учащимся возможность поспорить.
Опросная цепочка
Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один учащийся начинает ответ, педагог в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому учащемуся.
Прием «Активного слушания»
Этот приём заключается в том, что во время ответа одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем педагог собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы учащихся по теме. Такой прием повышает не только активность учащихся, но и эффективность проверки домашнего задания.
«Блиц-опрос по цепочке».
Первый учащийся ставит короткий вопрос второму. Второй - третьему, и так до последнего учащегося. Время на ответ- несколько секунд. Педагог имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый учащийся имеет право отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, педагог выясняет заранее, кто из учащихся хотел бы принять участие в этом действии.
Соревнование между рядами
Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать рефери, которые будут контролировать правильность ответов и время, за которое учащиеся справляются с задачей.
«Верю - не верю»
Этот прием можно использовать на любом этапе учебного занятия. Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что…» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.
«Да - нет»
Это универсальная игра, которая очень нравится учащимся. Педагог загадывает что-либо (предмет, литературный персонаж и т.д.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает словами «да» или «нет». Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Преимуществами приема является то, что он учит систематизировать известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы. К составлению вопросов также можно привлечь учащихся. Главное в этом приеме - научить вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать педагога бесчисленным количеством вопросов.
«Интеллектуальная разминка»
Это 2-3 не очень сложных вопроса для разминки. Основная цель такой разминки- настроить учащихся на работу.
«Найди ошибку».
Вариант 1. Если материал, который проверяется, хорошо знаком учащимся, то этот методический прием провоцирует возникновение ситуации успеха на учебном занятии. А если материал новый, то успешные поиски ошибки, сдобренные похвалой и восхищением педагога, позволяют учащимся почувствовать себя исследователями и экспертами. Педагог в своем сообщении допускает ошибки, которые нужно найти, или раздаются тексты, в которых явно искажена информация, запутаны определения, героям приписываются чужие мысли и поступки, даются неверные толкования событий и процессов. Педагог просит найти в предложенном тексте ошибки, можно указать количество ошибок.
Вариант 2. Этот же методический прием можно применять как командную игру. Каждая команда готовит дома (или на учебном занятии) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его другой команде. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены заранее. Польза двойная и обоюдная - чья команда лучше спрячет свои ошибки, и кто больше и быстрее найдет.
«Пинг-понг».
Вариант 1. К доске выходят 2 учащихся и поочередно ставят друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Учащийся говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Педагог оценивает их ответы.
Вариант 2. Один из учащихся подготовил вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учащихся группы и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ и мяч возвращается к первому учащемуся. Педагог оценивает качество и оригинальность вопросов и правильные ответы.
«Рыцарский турнир».
Учащийся выходит к доске и по пройденной теме ставит педагогу заранее подготовленные вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В свою очередь педагог задает вопрос учащемуся. Всё действие длится не более 5 минут. Проведение турнира объявляется заранее. Вопросы должны быть сжатыми, ответы - короткие и, по существу. Рефери может снять неконкретный вопрос. Учащиеся аплодисментами или поднятием руки (или проставляя оценки на листе) оценивают действия учащегося и педагога.
«Снежный ком».
Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе все большее количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко описать так: Слово – предложение – вопрос - ответ.
Вариант 1. Педагог показывает на учащегося и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы учебного занятия. Показывает на другого учащегося и говорит: «Предложение!» Второй учащийся составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.
Вариант 2. Каждый учащийся добавляет к первой фразе свой литературный «шедевр» таким образом, чтобы образовалась непрерывная цепочка определенных грамматических категорий.
Пример. Русский язык. Тема «Причастный оборот».
Педагог. Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.
1-й учащийся. В пальто, вывернутом наизнанку мехом.
2-й учащийся. Мехом, торчащими лоскутами.
3-й учащийся. Лоскутами, похожими на прическу клоуна.
«Светофор».
Очень простой, но эффективный методический прием. Подготовив материал однажды, вы долго будете пожинать плоды своего трудолюбия. Светофор - это длинная полоска картона (длиной 9 см, шириной- 4 см), с одной стороны оклеена красной бумагой, с другой - зеленой. «Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса все ученики сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона - готов отвечать, красная - не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь - не хочешь - надо поднять карточку и сказать, знаешь ли ты ответ на этот вопрос. педагог объясняет учащимся, что, подняв красную карточку и заявив о незнании, учащийся отказывается от ответа. Показал зеленую - отвечай.
При проведении устного опроса можно сделать так: пригласить двух - трех (не обязательно сильных, но ответственных) учащихся к доске и поручить им роль помощников педагогов. Помощникам следует заранее выдать листы, на которых написаны фамилии учащихся и расчерчена таблица. Роль помощников состоит в том, чтобы на листе отмечать работу конкретного учащегося, т.е. количество поднятых зеленых (+) или красных (-) карточек. Интрига в том, что группа не знает, чьи фамилии записаны на листах, так работают все. Через 5 минут проведения устного опроса у педагога, во-первых, есть четкое представление, что из материала предыдущего учебного занятия учащиеся усвоили хорошо, а к чему следует обратиться еще раз. Во-вторых, помощники сдают педагогу таблицы, в которых уже подытожено количество правильных ответов, и педагог честно и аргументировано выставляет несколько оценок за устный опрос.
«Тренировка памяти и внимательности».
Это достаточно интересный прием, он особенно эффективен, когда учащиеся будут готовы работать с ним. Предупредите их заранее, чтобы они внимательно читали домашний параграф. Педагог дает учащимся лист, на котором посередине расположен текст, часть стиха. Задача состоит в том, чтобы учащиеся смогли написать необходимый текст сверху и снизу имеющейся фразы, или попытаться выразить его устно - что же должно предшествовать фразе и чем она должна была заканчиваться.
«Узнай меня».
На уроке истории, географии, химии, литературы можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны (ученого, литературного или исторического героя), при этом не называя её, но описывая поступки, открытия, рассуждения.
Прием «Учебный диалог с автором учебника»
Это замечательный приём, который ставит учащегося в позицию субъекта обучения и собственного развития. Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом. Учащиеся после его самостоятельного прочтения записывают вопросы, возникающие по ходу, обращенные к автору. Затем на учебном занятии одна группа учащихся зачитывает их вслух, а другая группа выступает в роли автора, пытаясь найти ответ на страницах учебника, а если прямого ответа нет, то звучат предполагаемые ответы. Такой прием позволяет диалогу стать средством обучения и обратной связи, в результате которого решаются учебные задачи и проблемы, прием учит анализировать, сравнивать, спорить или соглашаться с автором учебника, дает возможность осуществить обратную связь.
«Цепочка слов»
Этот приём позволяет осуществлять быструю фронтальную проверку определения понятий, формулировку правил, теорем (репродуктивный уровень). Его суть состоит в том, что учащиеся по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений понятий или фактов, а затем один из них проговаривает формулировку полностью. Указанный прием можно проводить в форме соревнований по рядам, а в качестве жюри выступают 2-3 учащихся, которые фиксируют ответы товарищей.
«Экипаж»
Группа делится на 4-5 групп. Каждый член группы получает «должность»: капитан, 1-й помощник, 2-й помощник, боцман, матросы. На подготовку отводится 4-5 минут, а затем проводится опрос по жребию - кому достанется вопрос, тот и отвечает, оценка ставится всей команде. Кроме того, есть еще выбор «Отвечают все» и особенно нравится учащимся, когда им достается «Доверие», в данном случае команда освобождается от ответа и все получают положительное оценки.
Игра «Рисуем ответ»
Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые учащиеся смогут быстро и просто нарисовать. Учащиеся должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.
Командная игра «Что и почему?»
В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.
Игра «Семицветик»
Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью.
Игра «Лови мяч»
Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.
Подведем итоги
Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные способы проверки самостоятельной домашней работы учащихся для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.
Применение таких методов контроля выполнения домашнего задания помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся:
- Мотивировать учащихся на внимательное изучение темы;
- Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного;
- Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления;
- Учащийся учится правильно формулировать вопросы, предлагая возможные ответы, то есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником;
- Помогает самовыражению личности учащегося (личностные компетенции).
И, наконец, самое важное - учащиеся, знающие, что педагог на каждом учебном занятии с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося, начинают систематически готовиться к учебным занятиям, приобретают уверенность в себе.