График
рабочего времени педагога социального
Веремеенко Ольги Олеговны
(0,5 ставки)
на 2 семестр 2024/2025 учебного года
День недели | Время | Перерыв для отдыха и питания | Количество часов |
Понедельник |
08.00-09.50 10.50-11.50 18.40-19.20 |
11.50-12.50 | 3ч 30мин |
Вторник | выходной | ||
Среда |
08.30-09.30 14.00-16.00
|
13.00-14.00 | 3ч |
Четверг |
08.30-10.30 12.20-15.50
|
11.30-12.15 |
5ч 30мин
|
Пятница |
10.00-13.00 14.00-15.00 16.00-16.30
|
13.00-14.00 |
4ч 30мин
|
Суббота |
11.00-14.30
|
- | 3ч 30мин |
Воскресенье | выходной | ||
Итого: 20 ч |
******************************************************************************************
«Телефоны доверия» г. Гомель
170 (круглосуточно) на базе учреждения «Гомельский городской центр социального обслуживания семьи и детей»;
31-51-61 (круглосуточно) на базе учреждения «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница».
«Телефоны доверия» Гомельской области
г. Мозырь 8-0236-25-17-92 (пн., вт., чт., пт.-08.00-14.00; ср.-13.00-19.00);
г. Ветка 8-02330-4-24-85 (вт.-пт. с 8.00-16.00, пн. с 10.30-19.00);
г. Рогачев 8-0233-92-09-39; 8-029-603-07-05 (будние дни с 10.00 до 16.00);
г. Брагин 8-02344-3-16-29 (будние дни с 14.00-16.00);
г. Петриков 8-02350-2-82-05, 8-02350-2-82-34 (будние дни с 8.00 до 16.00);
г. Речица 8-02340-4-58-50 (будние дни с 8.00 до 15.30);
г. Ельск 8-02354-4-49-51 (вт., ср., чт. с 11.00 до 13.00);
г. Хойники +375 (29) 322-97-51 (вторник-пятница с 8.00 до 12.00, с 14.00-16.00);
учреждение здравоохранения «Гомельская областная детская клиническая больница медицинской реабилитации» 8-0232-92-47-28 (будние дни с 8.00 до 16.00).
Я И МОЙ ВЫБОР
Занятия для учащихся-сирот и учащихся, оставшихся без попечения родителей, по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни
ЗАНЯТИЕ 1.
НЕПОВТОРИМОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Цель - формирование социальных навыков взаимодействия с другими людьми.
Задачи:
1. сформировать позитивный образ Я;
2. развивать чувства эмпатии, сопереживания;
3. показать уникальность и неповторимость не только собственной личности, но и других людей.
Методическое оснащение:
Карточки «Я как все...», «Я не как все...» с перечислением социальных позиций «учащийся», «друг», «юноша», «девушка»; листы бумаги формата А4 с изображением неба (солнце и два облака), два мяча разного цвета, фломастеры, цветные карандаши, живой или искусственный цветок, музыкальные записи (инструментальная ритмичная, но не слишком быстрая музыка).
Ход занятия
Вводная часть.
Актуализация знаний о собственной индивидуальности, ее проявлениях.
После приветствия учащиеся, передавая по кругу цветок, произносят свое имя. При этом они называют присущие им качества, которые начинаются с букв, имеющихся в имени (например, Ольга — осторожная, ленивая, гордая; Вадим — вежливый, добрый, интересующийся). Перечисляемые качества записываются на доске (листе бумаги). По окончании упражнения ведущий, опираясь на сделанные записи, побуждает учащихся сделать выводы. Суть этих выводов заключается в том, что люди отличаются друг от друга по своим внешним и внутренним свойствам и качествам, которые проявляются в своеобразии психики и личности индивида.
Основная часть.
Формирование представлений о неповторимости собственной личности. Учащиеся выполняют упражнение «Я — уникальный».
Ведущий передает два мяча в разные стороны от себя. Учащийся, получивший первый мяч, продолжает высказывание «Я как все...», при этом он выбирает одну из социальных позиций, обозначенных на карточках («друг», «учащийся» и др.). Учащийся, получивший второй мяч, выполняет аналогичные действия, продолжая высказывание «Я не как все...». В какой-то момент мячи «встречаются» в руках одного из учащихся. Ему предлагается выбрать, с какой фразы он начнет говорить. Подводя итоги упражнения, ведущий делает вывод о том, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, присущие только отдельной личности.
Далее каждому учащемуся предлагается на рисунке, где изображены облака и солнце, на одном из облаков написать свое имя и фамилию, а на другом — имя, которым ему хотелось бы называться. В центре солнца предлагается изобразить символический автопортрет, а на 2—3 лучах солнца написать качества, присущие учащемуся и помогающие ему преодолевать сложные жизненные ситуации. Задания желательно выполнять под музыку.
Заключительная часть.
Отработка личностной стратегии взаимодействия с другим человеком. Заполнив свой лист, учащиеся передают рисунки по кругу. При этом каждый, получив чужой лист, пишет на одном луче название качества, подчеркивающее, на его взгляд, индивидуальность автора рисунка. Листы, обойдя всех участников, оказываются заполненными и возвращаются к своим авторам. Учащиеся знакомятся с результатами (отдельные можно прокомментировать вслух).
Осмысление ресурса собственной личности. Дискуссионные качели: часть учащихся должна подтвердить, а часть — опровергнуть высказывание Иммануила Канта «Годы юности — самые трудные годы. Ибо это — годы выбора». По итогам дискуссии ведущий делает вывод о влиянии индивидуальности на осознанный выбор и об ответственности каждого за свои решения.
Домашнее задание. Выполнить задание «Солнечные лучи» с близкими друзьями.
Ведущему на заметку. В основной части можно вместо солнца предложить учащимся обвести свою ладонь. В этом случае положительные качества пишутся на частях рисунка, изображающих пальцы.
ЗАНЯТИЕ 2.
ВЫБОР ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
Цель - формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения.
Задачи:
1. сформировать ответственное отношение к своему будущему;
2. умение реалистически оценивать свои возможности;
3. сформировать представление о своих жизненных ценностях.
Методическое оснащение:
Бланки гистограмм «Моя жизнь».
Ход занятия
Вводная часть.
Актуализация представлений о своем будущем. Ведущий предлагает учащимся продолжить фразы «Жизненный выбор моих сверстников зависит от...», «Мое будущее представляется мне... потому что...». Наиболее часто повторяющиеся ответы записываются на доске. При обобщении высказываний учащихся делается вывод о многообразии жизненных выборов и степени личной ответственности за свое будущее.
Основная часть.
Формирование навыков конструктивного поведения в ситуации сложного выбора. Учащиеся заполняют гистограмму «Моя жизнь». По завершении задания им предлагается выбрать из событий своей жизни шесть наиболее значимых, три из которых — радостные, а три — грустные, и изобразить эти события в виде кругов. В каждом круге нужно выделить сектор, размер которого тем больше, чем больше влияние самого учащегося на итог этого события. Делается вывод о том, что в жизни многое зависит от самого человека.
Далее подчеркивается, что трудные ситуации связаны с необходимостью делать выбор (это не всегда легко). Предлагается продолжить фразу «Когда мне приходиться делать выбор, мне трудно, потому что...». Наиболее часто повторяющиеся ответы записываются на доске.
Обращается внимание на то, что у каждого человека есть собственный ресурс, который он использует в сложных ситуациях, в том числе и при выборе. Каждому предлагается перечислить свои положительные качества, помогающие в ситуации выбора (ответы записываются на доске).
Заключительная часть.
Отработка личной стратегии поведения в ситуации сложного жизненного выбора. Ведущий объясняет, что, планируя жизненную перспективу, человек должен опираться на имеющийся у него ресурс. При этом обращается внимание на перечень положительных качеств, написанных на доске; предлагается привести примеры.
Осмысление полученного опыта проводится в форме «мозгового штурма» при ответе на вопрос: «На что я могу опираться, ставя перед собой реальные жизненные цели?»
Домашнее задание. Обсудить с родственниками, что помогало им в жизни сделать тот или иной выбор.
Ведущему на заметку. В основной части, говоря о необходимости совершать выбор в трудной жизненной ситуации, можно привести несколько примеров (из популярного кинофильма, лицейской жизни), а также попросить учащихся привести примеры самостоятельно.
ЗАНЯТИЕ 3.
В ЧЕЛОВЕКЕ ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕКРАСНО
Цель - формирование эстетического вкуса, культуры отношения к собственному телу и внешнему виду.
Задачи:
1. сформировать стремление соблюдать гигиенические правила;
2. укрепить привычку к чистоте; 3. развивать эстетический вкус стремление иметь эстетичный внешний вид; .
Методическое оснащение:
Карточки со словами «здоровье», «эстетика», «чистота»; фотографии из молодежных журналов.
Ход занятия
Вводная часть.
Актуализация представлений учащихся о взаимосвязи чистоты, здоровья и эстетики. Показывая карточки, учитель предлагает подобрать к написанным на ним словам ассоциации. Затем, напомнив слова А.П. Чехова «В человеке все должно быть прекрасно...», предлагает опровергнуть это высказывание или согласиться с ним.
Основная часть.
Формирование представлений о комфорте как единстве здоровья, эстетики и чистоты. Напоминается фраза «Трудно чувствовать себя комфортно, когда заложен нос». Далее учащиеся продолжают фразу «Комфорт — это...» (отмечаются высказывания, в которых учащиеся говорят о зависимости комфорта от хорошего самочувствия). Затем, просматривая фотографии, учащиеся обсуждают, почему изображенные на них люди чувствуют себя комфортно (соответствие эстетики внешнего вида обстоятельствам, в которых находятся изображенные люди).
Вновь предлагается продолжить фразу «Комфорт — это...» (отмечаются высказывания, связывающие комфорт с эстетичностью и целесообразностью). Подчеркиваются ответы, связывающие комфорт и чистоту, после чего делается вывод о комфорте как единстве чистоты, здоровья и эстетики.
Заключительная часть.
Отработка личной стратегии по достижению комфорта в ответственной жизненной ситуации. Ведущий напоминает, что для человека, находящегося в ответственной жизненной ситуации, ощущение подлинного комфорта может стать залогом успеха. Выполняется упражнение «Стилист».
Для интеграции полученного опыта учащимся предлагается составить словесный портрет «Идеальный юноша» (для девушек), «Идеальная девушка» (для юношей).
Домашнее задание. Составить и обсудить с ровесниками список возможных подарков, отвечающих требованиям эстетики и гигиены
ЗАНЯТИЕ 4.
Я ВЫБИРАЮ ЗДОРОВЬЕ
Цель - сообщение знаний о путях передачи инфекционных заболеваний, способах защиты от них.
Задачи:
1. сформировать представление о способах профилактики инфекционных заболеваний;
2. развить привычку использовать все доступные средства защиты от инфекционных заболеваний;
3. сформировать умение самостоятельно и своевременно обращаться за медицинской помощью.
Методическое оснащение:
Карточки (плакат) с названиями опасных инфекционных заболеваний (малярия, оспа, грипп, сифилис, СПИД, гепатит); плакат с телефонами и адресами районных и городских медицинских учреждений; анкета «Соблюдаете ли вы меры профилактики инфекционных заболеваний»; марлевая повязка, презерватив, мыло, бытовой угольный фильтр для воды.
Ход занятия
Вводная часть.
Актуализация знаний учащихся об инфекционных заболеваниях. Уточняется, что такое инфекционные заболевания, какие бывают инфекции. Рассматриваются четыре предмета, используемые для профилактики (марлевая повязка, презерватив, мыло, бытовой угольный фильтр для воды). Вопрос: от какого из перечисленных на плакате заболеваний помогут защитить предложенные средства? Участникам напоминают о лицейской диспансеризации, предлагают перечислить специальности посещаемых врачей (невропатолог, хирург, терапевт, окулист и т.д.). Для чего нужны различные врачебные специальности?
Основная часть.
Формирование представлений о способах профилактики инфекционных заболеваний, о врачебной тайне, о необходимости своевременного обращения к врачу и предоставления ему полной информации. Проведение анкетирования «Соблюдаете ли вы меры профилактики инфекционных заболеваний?» Подводя итоги, ведущий сообщает об основных способах профилактики, принятых во всем мире (прививки, гигиена питания, здоровый образ жизни, своевременное обращение за медицинской помощью).
Далее предлагается обсудить высказывание «Быть откровенным, как с врачом». Следует подчеркнуть, что лечение может быть успешным при наличии достоверной информации, поступающей от пациента, при своевременности обращения и при соблюдении указаний врача.
Проведение дискуссии «Что такое врачебная тайна?» Подчеркнуть профессиональную ответственность врача за конфиденциальность информации.
Заключительная часть.
Отработка личной стратегии защиты от инфекционных заболеваний. Упражнение «Программа безопасности».
Группа делится на две части. Первая отправляется в экспедицию в тропическую страну, вторая находится в очаге эпидемии гриппа. Задание: выяснить, что необходимо взять с собой, как себя вести, чтобы не заболеть?
Обсуждается, куда обращаться в различных случаях нарушения здоровья (при травме, повышении температуры, боли в животе и т.д.). Даются реальные адреса и телефоны медицинских учреждений, в том числе экстренной психологической помощи.
Домашнее задание. Обсудить с ровесниками, какие меры профилактики инфекционных заболеваний они используют и насколько они эффективны.
Ведущему на заметку. В заключительной части вместо упражнения «Программа безопасности» учащимся можно предложить упражнение «Инопланетянин», в ходе которого им необходимо представить, что они — инопланетяне, побывавшие на Земле. В своем отчете они должны рассказать о самой опасной инфекционной болезни, угрожающей землянам, объяснить, как можно защититься от нее.
ЗАНЯТИЕ 5.
«КРУТОЙ» ИЛИ УВЕРЕННЫЙ В СЕБЕ
Цель
Формирование адекватной социальной позиции.
Задачи
Сформировать чувство уверенности; снизить уровень тревожности.
Методическое оснащение
Изображения уверенных и неуверенных в себе людей (например, ученик у доски, артист на сцене); карточки по числу учащихся с текстом «Десять главных заповедей неудачника»; стихотворение Р. Киплинга «Если»
(в переводе С.Я. Маршака); тест «Насколько вы уверены в себе?».
Ход занятия
Вводная часть. Актуализация знаний о признаках уверенного и неуверенного поведения. Учащимся предлагается продолжить фразу «Я уверен в себе, если...», «Я не уверен в себе, если...». В высказываниях учащихся подчеркиваются внутренние признаки уверенности (спокойствие, наличие успешного опыта поведения при сходных обстоятельствах, поддержка окружающих, убежденность в своей правоте). При демонстрации изображений уверенных людей обращается внимание на внешние признаки уверенности (раскованная поза, спокойные жесты), напоминается о темпе речи и интонациях. Делается вывод, что чувство уверенности появляется, если человек владеет ситуацией.
Основная часть. Формирование представлений о способах приобретения уверенности в себе и различиях между уверенностью и «крутизной». Учащимся предлагается из «Десяти главных заповедей неудачника» сделать инструкцию «Как стать уверенным в себе». Для этого класс делится на группы по 3—5 человек, после обсуждения каждая группа предлагает свой вариант переформулировки каждой заповеди — лучшие варианты записываются на листе. Подводя итог упражнения, желающие зачитывают получившуюся инструкцию, а учитель — стихотворение «Если».
Доска делится на две части. На одной записывается определение уверенности, на другой — определение «крутизны», предложенное учащимися. Последнее определение они дают, перефразируя определение уверенности, например: «Крутизна — основа для того, чтобы все считали, что ты радуешься жизни, и думали, что ты имеешь силы действовать». Учитель напоминает, каковы внешние признаки уверенного человека, и предлагает учащимся по аналогии описать внешние признаки «крутого» (напряженная поза, суетливые жесты, многословие, повышенный тон в речи
и т.п.). Учащимся предлагается вспомнить (но не говорить вслух) кого-либо, ведущего себя таким образом. Затем ответить, почему этот человек старается так выглядеть. Нужно подчеркнуть, что человек стремится выглядеть «круто», если на самом деле он не уверен в себе.
Заключительная часть. Отработка личной стратегии уверенного поведения. Учащимся предлагается разработать в соответствии с инструкцией «Как стать уверенным в себе» тактику уверенного поведения в типичной ситуации («Ты — на экзамене», «Ты — в малознакомой компании» и т.д.).
Для осмысления полученного опыта учащиеся продолжают фразу «Уверенный — это тот, кто...», «Крутой» — это тот, кто...».
Домашнее задание. Выполнить дома тест «Насколько вы уверены в себе?», обработать его с помощью ключа и решить, нужно ли пользоваться выработанными на уроке рекомендациями.
Ведущему на заметку. Если у ведущего не окажется возможности подготовить копии теста для каждого учащегося, то вопросы к нему можно зачитать вслух. В этом случае учащиеся в своих тетрадях отмечают номера ответов; домашним заданием является обработка теста, а интерпретация осуществляется ведущим на следующем уроке.
ЗАНЯТИЕ 7.
ЗАЩИТА ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Цель
Формирование умения обращаться за помощью в случае жестокого обращения в семье, во дворе, в школе; обучение конструктивному решению конфликтных ситуаций; формирование побуждения оказывать помощь и выражать сочувствие жертвам насилия.
Задачи
Сформировать стремление избегать ситуаций, связанных с риском стать жертвой насилия; сформировать сочувствие к жертвам насилия; дать четкие представления о многообразии проявлений насилия; дать информацию об адекватной реакции при совершении насилия (куда обращаться за помощью); сформировать защитные навыки, которые делают подростков менее уязвимыми в опасных ситуациях.
Методическое оснащение
Текст «Жестокое обращение с детьми и подростками» (отрывок из книги).
Ход занятия
Вводная часть. Актуализация знаний учащихся по проблеме жестокости и насилия, создание адекватного эмоционально-волевого настроя. Дается определение понятия «насилие», вычленяются виды насилия, приводятся фрагменты из интервью с подростками, пережившими насилие. Учащимся предлагается описать в одной-двух фразах свое эмоциональное состояние в связи с услышанной информацией.
Основная часть. Формирование представлений о многообразии проявлений насилия в повседневной жизни, уточнение личной позиции по этому вопросу; обоснование необходимости обращения за помощью в ситуациях, связанных с насилием; формирование убеждения, что стремление получить помощь в случае совершения насилия является показателем зрелости, а не слабости личности; формирование навыков оказания психологической поддержки жертвам насилия. Учитель предлагает учащимся выбрать и назвать наиболее типичные для класса, школы или города виды насилия.
Проводится дискуссия на тему «Откуда берется жестокость?» Учитель обращает внимание учащихся на различные причины и факторы, приводящие к насилию (роль СМИ в провоцировании насилия; ложные представления общества о том, что жертва виновата сама; безнаказанность насилия; политические, экономические, социальные проблемы общества, в том числе терроризм). Особенно следует подчеркнуть стремление родителей и детей скрыть факты насилия в семье, то есть следовать мифу о том, что безоговорочное подчинение старшим воспитывает хорошего человека, в то время как на самом деле это приводит к воспитанию либо насильника, либо жертвы.
Учащимся предлагается указать один из видов помощи, которую бы они посоветовали выбрать своему другу, оказавшемуся в сложной ситуации: психологическую (телефон доверия или личная встреча со специалистом), медицинскую, правовую, дружескую, семейную. Ведущий подводит учащихся к выводу о том, что обращение за помощью к специалисту является показателем личностной зрелости, а не слабости человека.
Учитель знакомит учащихся с принципами работы телефона доверия для детей и подростков. Выполняется упражнение «Телефон доверия».
Заключительная часть. Отработка личной стратегии, целью которой является снижение риска попадания в опасные ситуации и понимание необходимости обращения за помощью.
Учащимся надо продумать свои действия для снижения риска попадания в опасные ситуации. Предлагается обсудить такие ситуации: во время футбольного матча возникла драка между фанатами; поздно вечером ты возвращаешься домой один; на дискотеке возник конфликт. Нужно предложить три шага личной безопасности в каждой из приведенных ситуаций и проранжировать эти шаги по степени эффективности.
В качестве варианта: учитель еще раз подчеркивает разнообразие видов насилия в повседневной жизни, после чего проводится ролевая игра «Экспресс-интервью». Учащимся предлагается назвать действия по предотвращению насилия от имени: телевизионного ведущего, молодежного лидера, журналиста, ученика 10-го класса, учителя, популярного певца, родителя, спортсмена и т.п.
Осмысление опыта. Продолжить фразу «О насилии говорить необходимо, так как... И трудно, потому что...».
Домашнее задание. Написать письмо подросткам — жертвам насилия (или их родителям), чьи высказывания приводились в начале урока.
Ведущему на заметку. Занятие, как правило, занимает два академических часа. Рекомендуется проводить его вдвоем.
ЗАНЯТИЕ 8.
ЧЕЛОВЕК И НАРКОТИКИ:
КОМУ И ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО
Цель
Формирование убеждения, что употребление наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ) является ложным способом решения жизненных проблем.
Задачи
Сформировать стремление искать конструктивные способы решения проблем; представление о том, что употребление ПАВ не решает, а усугубляет жизненные проблемы; стойкую привычку отказа от ПАВ.
Методическое оснащение
Анкеты «Риск» (варианты А, Б); плакат «Наиболее типичные жизненные проблемы, решая которые подростки становятся наркоманами»; вопросы и ответы из раздела «Об этом спрашивали ваши ученики».
Ход занятия
Вводная часть. Актуализировать представления учащихся об опасности решения жизненных проблем при помощи ПАВ. Учащимся предлагается анкета «Риск» (вариант А). Обращается внимание на ситуации, отмеченные учащимися как наиболее опасные.
Основная часть. Формирование представлений учащихся о том, что употребление ПАВ не приводит к конструктивному решению жизненных проблем. Учитель предлагает учащимся перечислить причины, по которым у подростка может возникнуть искушение попробовать ПАВ. Далее предлагаются статистические данные (плакат «Наиболее типичные жизненные проблемы, решая которые подростки становятся наркоманами»). После этого на доске коллективно заполняется таблица «Неизбежный риск употребления наркотических веществ» (вариант Б анкеты «Риск»). Учитель подчеркивает, что реальным содержанием жизни наркомана является то, что перечислено в левой части таблицы.
Заключительная часть. Отработка личной стратегии решения жизненных проблем без употребления ПАВ. Учащимся предлагается, сравнив плакат «Наиболее типичные жизненные проблемы...» и таблицу «Неизбежный риск употребления наркотических веществ», продолжить фразу: «Решая жизненную проблему (выбрать из плаката), я...».
Создание положительной жизненной перспективы без употребления ПАВ. Аукцион идей: «По настоящему ценным в жизни является...» (дается 3—5 секунд на ответ). Подчеркиваются ответы, связанные со здоровым образом жизни.
Домашнее задание. Вместе с членами своей семьи сделать эскиз плаката о вреде наркотиков для участия в общешкольной выставке.
Ведущему на заметку. В ходе занятия можно усилить эффект, демонстрируя фотографии, плакаты, видеофрагменты, изображающие наркоманов. Особое внимание рекомендуется обращать на отсутствие у них будущего.
Жестокое обращение с детьми и подростками (из книги «Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия». Ярославль, 1996)
Фрагменты из интервью с подростками, пережившими насилие
- О чувстве постоянного страха. «А когда мама оставила меня одну, на целый вечер уехала в город, я не могла идти домой»; «Я говорила учительнице, что не могу принести домой четверку, что мне будет плохо. Я постоянно боюсь получить даже четверку!»; «Я вам точно говорю, что если мои одноклассники узнают, что со мной произошло, я не буду жить».
- О чувстве стыда и вины. «Я чувствовал вину, когда слышал угрозы или получал подзатыльник, ведь я самый младший»; «Я часто спрашивала себя: «Человек ли я?» — когда он снова и снова приставал ко мне».
При обсуждении этих фрагментов на уроке учащимся предлагается высказать коротко свое эмоциональное отношение к приведенным фрагментам.
Принципы работы «Телефона доверия»
С самого начала необходимо:
— передать абоненту уверенность, что он обратился туда, где его поймут и помогут;
— определить степень серьезности ситуации, объем времени, в течение которого должно быть принято хотя бы первичное решение.
Абоненту предоставляется возможность говорить, в то время как консультант слушает его, не перебивая, не вмешиваясь и собирая первичную информацию. Допустимы нейтральные реплики, поддакивания.
Консультант помогает подростку выделить опорные смысловые моменты, уточняя источник наиболее негативных эмоций («Что именно тебя в этом огорчает?»).
Затем необходимо подметить все позитивные стороны личности подростка, повысить его самооценку, укрепить уверенность в себе, одновременно установив круг друзей и близких, которые могли бы помочь.
Далее вырабатывается план действий по преодолению критической ситуации, с которым подросток согласен.
В заключение — поддержка и максимальное одобрение абонента.
Принципы консультирования (по К. Роджерсу)
— безусловное принятие человека и его переживаний.
— отсутствие оценок по отношению к нему.
— проявление эмпатии: понимание внутреннего мира человека, глубокое сопереживание ему.
Упражнение «Телефон доверия»
Педагог выступает в роли жертвы, а 2—3 учащихся по очереди играют роль дежурного на «телефоне доверия» (абонент и консультант сидят спиной друг к другу), время консультации — 3—4 минуты. По окончании каждой консультации учащийся рассказывает о своих чувствах в момент оказания помощи. Задача группы — по итогам упражнения выбрать наиболее эффективного консультанта и обосновать свое мнение.


Дорогие первокурсники, поступление в колледж – это определенный переломный момент в Вашей жизни, который предполагает адаптацию к новым социальным условиям и окружению. Вы переживаете своеобразный кризис: ваша личность перестраивается для жизни в новых условиях, вы принимаете ряд обязанностей и получаете право самостоятельно распоряжаться, планировать и достигать поставленных целей. Учеба – это большая, сложная, тяжелая работа, где можно столкнуться с определенными трудностями. Но процесс адаптации к новому учебному заведению можно облегчить, если придерживаться некоторых незамысловатых приемов. Позвольте дать Вам несколько советов, которые помогут гармонично настроиться на новую деятельность:
1) Главное – стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебной деятельности, то есть совсем не обязательно быть «как все» или копировать действия «успевающих» учащихся. Помните – важно с первых минут занять активную позицию, быть участником важных событий колледжа. Научитесь эффективно использовать свое личное время. Умейте отличать: важные дела от срочных.
2) Отнеситесь к требованиям педагогов и большому объёму изучаемого материала, как к новым возможностям. Если Вы не согласны с преподавателем, то совсем не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивать преподавателя на полуслове – это верный признак невоспитанности. Вопросы следует задавать после занятий, либо выбрать момент, когда преподаватель сделает паузу, и обязательно при этом извиниться. Выбирайте бесконфликтную тактику общения с сокурсниками и преподавателями, старайтесь идти на компромисс.
3) Правила конспектирования на занятиях.
Позаботьтесь о том, чтобы в сумке всегда лежали «про запас» 1-2 ручки – паста в них имеет обыкновение заканчиваться в самый неподходящий момент. На лекциях очень полезно иметь при себе цветной маркер. С его помощью можно подчеркивать наиболее важные формулы и определения, ставить памятные знаки на полях, выделять новые термины и т. д. Естественно, важно использовать при конспектировании сокращения, которые потом можно легко понять самому. Настройтесь на то, что подготовка к сессии начинается с первого занятия. Перед очередной лекцией не ленитесь хотя бы бегло просмотреть конспект предыдущей. Заодно выясните, много ли осталось совершенно темных мест.
4) Правила самостоятельной работы с литературой.
Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время, но обеспечить надежный фундамент для Вашего дальнейшего обучения. Провал в знании сегодня – это большая вероятность возникновения проблем в дальнейшем обучении.
5)Правила подготовки к зачётам и экзаменам.
Психологическая готовность к экзамену так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету. Накануне экзамена важно оставить один день для повторения вопросов, а перед устным экзаменом даже пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом. Если Вы сильно волнуетесь перед экзаменом, то для того, чтобы преодолеть страх экзамена, непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, так, как бы Вы хотели, чтобы всё произошло при успешной сдаче экзамена. Если волнение не уходит, можно попробовать следующий прием, называемый «доведением до абсурда»: представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия; такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего. С вечера тщательно подготовьтесь к экзамену: умойтесь, совершите прогулку, хорошо выспитесь, а утром по дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник.
6) Способы эффективного запоминания.
Природа памяти такова, что все созданные взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут, если Вы изучаемый материал изучали без повторения. Вот почему так важно первое мысленное повторение проделать сразу после запоминания.
Остальные мысленные повторения текстовой или речевой информации можно проводить по схеме:
- второй раз информация повторяется через 15-20 минут после первого;
- в этот же день информация повторяется в третий раз через 6-8 часов;
- четвертое повторение изучаемого материала следует проводить через 24 часа, т.е. на следующий день.
Учитесь составлять блок–схемы и тезисы изучаемого материала, так как смысловая память в 20 раз продуктивнее механической. Учитесь понимать то, что учите.
7) Составьте для себя иерархию своих жизненных целей:
– учёба;
– отношение с друзьями;
– отношения с близкими;
– занятия спортом, творчеством;
– пребывание в социальных сетях, компьютерные игры.
Общение с однокурсниками сознательно регулируйте по времени. Не растрачивайте свою энергию на пустые разговоры. Лучше проявите заботу о своих друзьях и близких.
Будьте рациональны в своих решениях!
Пусть ваша жизнь будет увлекательной, интересной и радостной!
Успехов вам!
«POMOGUT.BY» - информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
В 2017 году по инициативе МВД Республики Беларусь разработан интерактивный информационный ресурс POMOGUT.BY, который направлен на профилактику наркомании, оказание помощи наркозависимым и созависимым.
На сайте pomogut.by собрана самая важную информацию о проблеме наркомании. Как вовремя распознать в ребенке начинающего наркомана? Куда обращаться и кто может помочь? Какая ответственность предусмотрена за распространение наркотиков? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответ на сайте.
Сайт kids.pomogut.by предназначен для детей разного возраста, их родителей и педагогов. Он содержит полезные советы о том, как сделать общение в сети безопасным, защитить себя от кибербуллинга, сексуальной эксплуатации и других форм насилия, от уловок наркодилеров
Тест: «Какой вы родитель?»
Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми:
№ | Фразы | Балл |
1. | Сколько тебе повторять? | 2 |
2. | Посоветуй мне, пожалуйста! | 1 |
3. | Не знаю, что бы я без тебя делала! | 1 |
4. | И в кого ты только такой уродился?! | 2 |
5. | Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
6. | Ну, на кого ты похож?! А?! | 2 |
7. | Я в твои годы! | 1 |
8. | Ты моя опора и помощник (ца) | 2 |
9. | Ну что за друзья у тебя?! | 2 |
10. | О чем ты только думаешь?! | 2 |
11. | Какой (какая) ты у меня умница! | 1 |
12. | А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
13. | У всех дети как дети, а ты! | 2 |
14. | Какой (какая) ты у меня сообразительный (сообразительная)! | 1 |
Общее количество баллов
Если вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения, способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимания его проблем, попытка перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено случайным обстоятельствам. Стоит задуматься над этим!
ДЕТИ В НОЧНОЕ ВРЕМЯ
В Республике Беларусь действует запрет на нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в общественных местах с 23.00 до 06.00 без сопровождения взрослых.
Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка».
Статья 17. Ответственность семьи за ребенка
Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.
Родители (опекуны, попечители) обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами.
При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей, в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.
В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.
Дорогой друг!
Социально-педагогическая и психологическая служба педколледжа предлагает заполнить анкету
Опорные определения для прохождения анкеты:
Экстремизм- это теоретическое обоснование или использование незаконных разрушительных методов для достижения радикальных политических целей.
Экстремистская организация – общественное или религиозное объединение, в отношении которого судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремисткой деятельности.
Ваш возраст:____________
Пол: муж. жен.
При ответе на следующие вопросы, ответы, которые соответствует Вашему мнению, отметьте галочкой
1. В Вашем понимании, толерантность – это:
а) Терпимость к проявлениям различной этнической и культурной принадлежности, разных вероисповеданий, убеждений и поступков людей;
б) Неприязнь, конфликт с другими нациями, народами;
в) Стремление одного народа завоевать земли другого народа;
г) Ваш вариант:
2. По Вашему мнению, экстремизм – это:
а) Приверженность к крайним взглядам и мерам;
б) Право дипломатических представителей подчиняться законам только своего государства;
в) Расхождение с общепринятыми нормами;
г) Ваш вариант:
3. Как Вы считаете, терроризм – это:
а) Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения;
б) Открытое и откровенное заявление о своих действиях, поступках;
в) Незаконное право применения вооруженной силы одним государством против суверенитета другого;
г) Ваш вариант:
4. Каково Ваше отношение к представителям других рас, национальностей?
а) Положительное;
б) Испытываю неприязнь;
в) Нейтральное;
г) Ваш вариант:
5. Хотели бы Вы больше знать о разных странах, народах мира, об их культуре, традициях?
а) Да;
б) Нет;
в) Затрудняюсь ответить;
6. Знакомы ли Вы с деятельностью молодежных организаций экстремистской направленности в нашей стране?
а) Да;
б) Нет;
в) Затрудняюсь ответить
7. Есть ли среди Ваших знакомых члены таких организаций?
а) Да;
б) Нет;
в) Затрудняюсь ответить
8. Важна ли национальность при выборе ваших друзей?
а) да;
б) нет.